This website works best with JavaScript enabled

logo gor

  vk  ok telegram
 Для слабовидящих  Blue Black 
+7 (8182) 20-39-49  
e-mail:
public@sevhor.ru 

Антонина Яковлевна КОЛОТИЛОВА – Основательница и первый художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора (1926-1960 гг.), куратор Северного хора до 1962 г., народная артистка РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.

65 kolotilovaАнтонина Яковлевна полностью заслужила любовь народа и славу о себе,
ибо все силы и помыслы, неистощимую энергию и страсть души отдала народному пению и созданному ею хору...
Если не было бы на свете этой замечательной женщины - не было бы нашего Северного русского народного хора!»


Нина Константиновна Мешко

 

 

 

 

 

 

Краткая биография
Антонина Яковлевна родилась 4 апреля 1890 года в д. Жилино Плесовской волости Никольского уезда Вологодской губернии в семье Шерсковых Якова Ивановича и Ирмы Леопольдовны (Варгенау).
В 1909 году – с отличием окончила Великоустюгскую женскую гимназию.
В 1914 году Антонина Яковлевна выходит замуж за нотариуса В. В. Колотилова и поселяется в Никольске. Работает учительницей в народной школе.
В 1919 году супруги Колотиловы переезжают в Великий Устюг. Здесь Антонина Яковлевна организовывает самодеятельный женский ансамбль.
С 1923 года Колотилова работает штатной певицей на Великоустюгской широковещательной радиостанции, но своих занятий с хором не прекращает.
8 марта 1926 года созданный Колотиловой небольшой самодеятельный коллектив впервые публично выступает в Доме работников просвещения, и этот день становится днём рождения Северного русского народного хора.
В 1931 году Колотилова вместе с несколькими певицами ансамбля переезжает в Архангельск.
1936–1937 гг. отмечены участием коллектива во всесоюзных радиофестивалях. Выступления в эфире приносят Северному хору известность далеко за пределами Архангельской области.
В 1938 г. хор переходит в ведение Северной государственной филармонии.
С мая 1940 года в хоре стали проводиться систематические учебные занятия, а 28 декабря 1940 г. в зале филармонии состоялось первое выступление Северного русского народного хора в статусе профессионального коллектива. В хор были приглашены хормейстер, балетмейстер и преподаватель вокала.
1949 год – А. Я. Колотиловой присуждена Сталинская премия 2-й степени за концертные программы Северного хора 1948 года.
1960 год – присвоено почётное звание «Народный артист РСФСР».
6 июля 1962 года Антонины Яковлевны не стало. Похоронена в Архангельске.

Антонина Колотилова: «Кто не любит родной песни, тот не любит родной народ!»

Антонина Яковлевна Колотилова (Шерскова) родилась в 1890 году в деревне Жилино, недалеко от старинного города Великий Устюг. Родилась она в семье служащего Якова Ивановича Шерскова. В многодетной семье Шерсковых (12 детей) большое внимание уделялось музыке, и Антонина Яковлевна ещё с юных лет проявляла незаурядные способности в исполнении народных песен. Надо сказать, что в развитии песенного таланта во многом помогала мама, Ирма Леопольдовна, немка по национальности. Именно она, сама большая любительница народных песен, первая заметила в своей дочери недюжинные способности.

В 1909 году Колотилова с отличием окончила Великоустюгскую женскую гимназию и уехала учительствовать в сельскую школу в деревню Пелягинец Никольского уезда Вологодской губернии. Именно в этой деревне Антонина Колотилова начала проявлять уже профессиональный интерес к фольклору. Она всегда с интересом наблюдала северные обряды, слушала песни, сама училась причитать, величать, усвоила манеру движения девушек и женщин в хороводах, кадрилях, поклонах.

Колотилова, рождённая и выросшая на Севере России, глубоко любила свой родной край, особенно – раздолье заливных лугов в пору цветения трав. Она метко стреляла из ружья, но никогда не убивала дичь, хорошо ездила верхом и, купив себе лошадь, с удовольствием ухаживала за ней.

Начало творческого пути

В 1914 году Антонина Яковлевна выходит замуж и переезжает в Никольск. Там она работает учительницей в народной школе и продолжает собирать и записывать местные песни, сказы, частушки. Врождённое артистическое дарование помогло молодой девушке легко осваивать культуру и манеру исполнения.

Через 5 лет Колотиловы переезжают в Великий Устюг. Именно в этом старинном русском городе начинается история Северного хора.

Здесь Антонина Яковлевна организовывает самодеятельный женский ансамбль, который выступает в клубах, а чуть позже и на открывшейся в городе широковещательной радиостанции. Надо сказать, что первые участники коллектива были в основном домохозяйки. Они запросто приходили к ней на квартиру, устраивали коллективные спевки, изучали заинтересовавшие их песни. Слушатели с одобрением встретили концерты молодых хористок, а выступления по радио сделали группу очень популярной. В самодеятельном хоре Колотиловой в то время насчитывалось около 15 человек.

Антонина Яковлевна всегда мечтала стать профессиональной певицей, но учиться в консерватории в то время возможности не было. Поэтому Колотилова очень часто ездит в Москву, Ленинград и Вологду, где занимается вокалом с профессиональными педагогами. Благодаря этим урокам Антонина Яковлевна достигает особенных успехов в вокальном мастерстве. Это подтверждается тем, что когда в родной город приезжали артисты оперных театров и ставились сцены из опер «Иван Сусанин», «Пиковая дама», «Русалка», «Кармен», Колотиловой отводились в них главные партии.

Рождение Северного хора

В 1922 году в Москве на студии звукозаписи Антонина Яковлевна знакомится с Митрофаном Пятницким. Именно эта встреча стала знаковой для Колотиловой. Знакомство с творчеством хора Пятницкого послужило толчком к созданию собственного народного хора северных песен.

8 марта 1926 года небольшой самодеятельный коллектив Колотиловой впервые публично выступил в Доме работников просвещения. Этот день стал днём рождения Северного русского народного хора.

В коллективе тогда насчитывалось всего 12 певиц. Костюмами служили наряды мам и бабушек – настоящие крестьянские сарафаны и блузы. Первыми гармонистами были братья Тряпицыны Борис и Дмитрий, а также младший брат Антонины Яковлевны Валерий Шерсков. Партии на репетициях разучивали с голоса художественного руководителя. Антонина Яковлевна не только показывала, как нужно петь, но и как необходимо правильно двигаться, кланяться и держать себя на сцене.

Вновь созданный хор всегда тепло встречали на предприятиях города, в учебных заведениях, окрестных деревнях. Статус любительского коллектива не мешал Колотиловой работать серьёзно, бережно относясь к северной песне и точно воспроизводя манеру её исполнения! Этим требованиям она никогда не изменяла и в дальнейшем. В первые годы хор исполнял в основном старинные народные песни, которые певицы – бывшие крестьянки, коренные жительницы Севера – знали с детства, владели не только исполнительскими навыками, но и народной импровизационной манерой.

Однако простая череда песен в концерте уже не устраивала руководителя хора. Колотилова задумывает постановку северной свадьбы, пишет сценарий, подбирает исполнителей, терпеливо работает с ними. 19 апреля 1928 года в клубе «Труд и отдых» Великого Устюга впервые была исполнена композиция «Русская деревня по песням» – музыкальная мозаика в трех картинах: «Разлучают (сватанье), «Свадьба» (проводы невесты), «От свекровушки к новой жизни». Северная крестьянская свадьба со всем её сложным ритуалом пришла к зрителям со сцены, с интересом была воспринята ими, особенно теми, кто вырос в деревне, наблюдал этот обряд или участвовал в нём.

Будучи художественным руководителем Северного хора в течение 35 лет, Антонина Яковлевна заботилась о близости репертуара хора к живому, почвенному бытованию песни в деревне. Недаром её хор долгие годы считался самым этнографически достоверным, последовательным в своей творческой линии, сберегающим традиции северной песни, а певцов Северного хора всегда отличало умение проникнуть в глубину музыкального образа и воплотить его в неповторимой красоте.

Переезд в Архангельск

В 1931 году радиостанцию из Великого Устюга перевели в Архангельск, и Колотилова, состоявшая в штате станции, переехала туда. С нею отправилось несколько великоустюгских певиц. Антонина Яковлевна без промедления организует хор уже в большем масштабе, как по числу участников, так и по объёму репертуара.
В концертные программы входят песни Пинежья, Северного Поморья, разнообразятся пляски и бытовые сцены. Богатейший музыкальный материал Колотилова собирает сама во время поездок по различным районам Архангельской области. Одновременно приобретались костюмы для участников хора.

Наряду с устюгскими певицами, первый состав хора в Архангельске пополнили исполнительницы из Холмогор, Шенкурска, Лешуконья и Каргополя. Семья Серебрянниковых из Пинежья принесла с собою свыше трёхсот песен, старинных хороводов и древнейших скоморошьих прибауток.

К первым выступлениям по Архангельскому радио хор готовился особенно тщательно: от них во многом зависело будущее коллектива. В день премьеры участницы с волнением исполнили четыре старинные лирические песни. Успех превзошёл все ожидания. Выступление самодеятельного хора стало откровением для современников. Во многих районах Архангельской области появляются аналогичные коллективы, и Колотилова помогает им, прослушивая репертуар и консультируя руководителей.

В 1935 году, путешествуя по Поморью во время своего трудового отпуска, Антонина Яковлевна встретилась с Марфой Семеновной Крюковой – известной сказительницей. Колотилова добилась, чтобы Крюкова участвовала в первом Всесоюзном радиофестивале (1936). В дальнейшем Марфа Крюкова ездила вместе с Северным хором в Москву, где вместе с Антониной Яковлевной работала над первыми сказами.

Кроме былин в программы хора всегда входили весёлые, плясовые, шуточные песни-скоморошины, ведущие начало от искусства бродячих музыкантов-скоморохов, и протяжные лирические песни, которые певцы исполняли в трогательно-задушевной манере.

В 1938 году хор переходит в ведение Северной государственной филармонии, а уже с мая 1940 года в хоре стали проводиться систематические учебные занятия.

28 декабря 1940 года в зале филармонии состоялось первое выступление Северного русского народного хора в статусе профессионального коллектива. В хор были приглашены хормейстер, балетмейстер и преподаватель вокала. Вместе с этими специалистами Антонина Яковлевна делала первые шаги на пути профессиональной концертной интерпретации северного фольклора.

Во время войны

Весной 1941 года Северный хор успешно выступил в Москве в концертном зале имени П. И. Чайковского. Вернувшись домой, коллектив начал гастроли по Архангельской области, в частности водным маршрутом по Северной Двине. На этом пути его и настигло известие о начале войны. Грозные годы стали временем больших испытаний и вместе с тем огромного творческого подъёма для руководителя хора и всех его участников.

Коллектив много концертировал. Передвигались в теплушках, жили впроголодь, недосыпали, то и дело спасались от бомбёжек. Выезжали на Северный флот, в Мурманск, Заполярье, на Карело-Финский фронт, на Урал. В 1944 году уезжали на полгода на Дальний Восток.

В Мурманске во время концерта в Доме офицеров, изрешечённом снарядами здании, рядом неожиданно разорвалась бомба. С шумом посыпалась штукатурка, на сцену полетели обломки. Но артисты не дрогнули, озорная песня «Как комар-то на мухе сватовался» летела в зал. Антонина Яковлевна Колотилова всегда была вместе с певцами во всех концертных поездках.

«Люблю свой родной Север и ему пою песни!»

До 1960 года Антонина Яковлевна оставалась художественным руководителем коллектива. Композитор П. Ф. Кольцов и хормейстер В. А. Поликин по её просьбе записали весь репертуар хора.

В пятидесятых годах началось включение в программы авторских произведений, но понадобилось время, чтобы эти сочинения органически связались с особенностями северной песни и её характером. Удивительное по вдохновению вокально-хореографическое полотно с музыкой В.Лаптева «Вологодские кружева» долгое время украшало выступления хора.

Все годы работы Колотиловой были наполнены неустанным, нелёгким трудом и творческим горением, искренним стремлением сохранить и передать современникам глубину самобытности и красоты народного творчества Северного края, постоянным поиском всё новых сценических форм и исполнительских средств.

Вопросы о специфических особенностях, возможностях, средствах выразительности народного хора в то время только начинали осмысливаться специалистами. Поиски своего творческого пути приходилось основывать на личном опыте и собственной художественной интуиции. Успешная работа Колотиловой помогала в решении сложных проблем дальнейшего развития народного хорового искусства.

Антонина Яковлевна застала и первые зарубежные триумфы своего детища. В 1959 году хор выезжал на гастроли в Польшу и Болгарию, в 1961-м – в Чехословакию. В сентябре-октябре 1961 года Северный хор выступал на Фестивале балета, проводившемся в связи с советской выставкой в Париже. Обществом «Песни мира» была выпущена долгоиграющая пластинка с записью хора. Парижане называли архангельских певцов «чудесным артистическим ансамблем, одним из наиболее выдающихся среди тех, которые присылались Великой страной», – так сформулировал свою оценку выступлений хора президент общества «Песни мира» Жан Руар в письме к Антонине Яковлевне.

Антонина Колотилова совместно со сказительницами и песенницами создала 100 сказов и песен. Она является автором сборника «Северные русские народные песни».

Жизнь Колотиловой была подлинным творческим подвигом, а заложенные ею традиции живы в коллективе. Творческую эстафету приняло новое поколение мастеров. В знак огромной благодарности они каждый год в день смерти Антонины Яковлевны приходят к её могиле, чтобы возложить цветы и спеть её любимые песни.

Колотилова изначально взяла курс именно на старинную деревенскую песню. Не раз ей пришлось испытывать давление, выслушивать упреки. Время-то какое: 1938 год! Антонина Яковлевна вынуждена была делать уступки. Но при этом упорно шла своим путем. Уже в этом – её творческая воля и незаурядность характера. Кто не любит родной песни, тот не любит родной народ. Таким было жизненное кредо Антонины Яковлевны Колотиловой.

Источник: Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет «Вологодская энциклопеция». - Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. - 568 с. - ISBN 5-87822-271-X

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #f_syc9 #eef77 #020614063440
Top.Mail.Ru

Яндекс.Метрика

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен