Петрова Анжелика Александровна
1988–2011 гг. – артистка танцевальной группы Северного хора
2008–2013 гг. – балетмейстер Северного хора
2012 г. – н.в. – балетмейстер-постановщик хореографической студии Малого
Северного хора. Автор постановок «Утушка луговая», «Девичий перепляс»,
«Купальский хоровод», «Сельский ухажер» и др.
Ветеран труда Российской Федерации
Анжелика Александровна, расскажите, как была образована хореографическая студия Малого Северного хора, как она формировалась и развивалась?
В 2012 году руководством Северного хора было принято решение открыть хореографическую студию для пополнения кадрами балетной группы коллектива. У нас часто работают приезжие артисты, обычно они надолго не задерживаются, поэтому остро стоит вопрос о подготовке именно своих профессиональных танцоров, чтобы они понимали нашу культуру, наш стиль, наше искусство. В конце 2012 года прошёл отбор детей, набирали девочек и мальчиков с 6 до 12 лет с хорошей подготовкой, хорошими данными, хорошим чувством ритма и т.д. Конечно, мы обращали внимание как на характерные данные для хореографии, так и на эмоциональность. В любом случае детям на сцене необходимо выражать эмоции перед зрителями, а для этого нужно обладать актёрским мастерством. Мы остались довольны детьми, которых отобрали в студию. За 5 лет мы получили множество наград на различных фестивалях и конкурсах.
Дети занимаются у нас в студии минимум 7 лет, и только потом мы набираем новые группы, поэтому у нас в хореографической студии нет ежегодного набора. Дети работают с полной отдачей, так как были выбраны именно те, кто действительно понимал, куда он идёт, что это не просто хобби для него. Для кого-то это практически смысл жизни. Мы требуем, чтобы и в школе они учились хорошо, у нас очень много отличников. Нагрузка в студии большая, часто бывают выездные концерты, дети иногда выступают со взрослыми артистами, смотрят и набираются у них опыта. Поэтому хочется, чтобы к ним не было никаких претензий от педагогов в общеобразовательной школе.
Даже если в итоге не все ребята пойдут в Северный хор, всё равно мы надеемся, что кто-то обязательно пополнит ряды артистов. Этих детей не надо будет переделывать, ломать. У них уже будет сформирована северная манера исполнения народного танца, они освоят азы актёрского мастерства. Очень многие балетмейстеры, хореографы отмечают, что хореографическая студия Малого Северного хора заметно отличается тем, что наши дети очень эмоциональны и этим выделяются среди других коллективов.
Но занимаемся мы не только народным танцем. У нас, конечно, есть и детская хореография, ну а как иначе детей заинтересовать? Они же сразу дробить не смогут! А на сцену детей надо выпускать, чтобы был стимул развиваться, учиться танцу.
Как строятся занятия в студии?
Каждое занятие посвящено определённому уроку: сегодня урок классического танца, завтра, например, народный. Есть сводные репетиции, где мы работаем над техникой и актёрским мастерством. Каждое занятие по полтора часа, у старших детей может и дольше длиться. Каждая группа занимается 3–4 раза в неделю, а когда готовимся к концертам или конкурсам – иногда и больше. Также ставим и разучиваем танцы.
Малыши берут пример со старших классов, у старших групп. Все очень стараются. В конце каждого полугодия обязательно проводим открытое занятие, чтобы показать родителям, чему ребёнок научился, чего достиг, какие у него результаты. В конце года – отчётный концерт. Самое интересное для детей – это концерты, которых у нас немало, а выступать они очень любят! Как некоторые дети говорят: «Потому что это наша жизнь!».
Дети говорят «это наша жизнь» про танец в целом или всё-таки про народный танец?
Им нравится танец вообще. Над классикой, конечно, надо пыхтеть! Мы вводим разные направления хореографии, но когда опрашиваем детей, в большинстве своём они говорят, что больше им нравится народный танец, потому что он от народа, в нём много эмоций.
Сколько у Вас солистов, как их выбирали?
В каждом номере разные солисты. Допустим, в «Шелековских гуляниях» мы смотрим по игре, по паре, чтобы мальчик и девочка подходили друг другу, чтобы они донесли тот образ, который задуман по сюжету. В других номерах какие-то внешние данные нужны, какое-то другое внутреннее обаяние. Естественно, солистов у нас хватает. Что мне нравится, они все индивидуальны, у каждого есть своя изюминка. Даже маленькие ребятки, порой смотришь и удивляешься: уже такие звёздочки! И личико играет, и душа поёт. Просто умнички!
Занимаясь с детьми танцем, Вы чувствуете отдачу?
Конечно! Отдача от детей колоссальная, в них столько энергии! Даже младшие классы порой удивляют. У них много выдержки, силы воли. Но также среди детей есть здоровая конкуренция, и это обязательно должно быть, как в спорте. А так группы дружные между собой, друг другу помогают, поддерживают. Это очень радует.
Как оцениваете пройденный путь? Чего удалось достичь за пять лет?
Конечно, достижения есть. Во-первых, удалось набрать сильную команду хореографов, все любят народный танец, у всех интересные постановки. Есть номера, которые уже можно считать «золотым фондом» Малого Северного хора. Я думаю, то, что глобальная работа проведена, видно и зрителям, и родителям.
Удалось организовать покупку и выдачу формы и обуви, пошива концертных костюмов, выстроить расписание занятий по классам, наладить концертную деятельность хореографической студии, а главное – заинтересовать детей. Это дорогого стоит. Если за 5 лет такие результаты, то, я надеюсь, мы продвинемся большими темпами вперёд.
Что для Вас значит эта работа в Малом Северном хоре?
Это счастье моё, это жизнь моя! Тем более, когда я вижу отдачу, вижу результаты. Мне кажется, так у каждого педагога. Если это без фанатизма делать и без желания – просто ходить на работу, то ничего не получится, не будет никаких сдвигов. Этим надо жить. А если педагог или балетмейстер не живёт этим, никогда не будет результата, и у детей не будут глаза гореть. Это всё должно быть с душой. Конечно, мы их строжим, но они понимают, сколько мы в них вкладываем – всё, что можем, до последнего. И хотим, чтобы они были самыми лучшими, чтобы у них жизнь состоялась! Я скажу, что я счастливый человек, потому что мне удалось создать хореографическую студию, организовать её работу, служить любимому делу.