Чалых Денис Евгеньевич
2005–2008 гг. – Архангельский областной колледж культуры и искусства, специальность «Руководитель детского хореографического коллектива (преподаватель)»
2011–2016 гг. – Московский государственный институт культуры, специальность
«Хореографическое искусство», программа подготовки «Педагогика народного танца»
2008 г. – н.в. – преподаватель хореографических дисциплин в Архангельском областном колледже культуры и искусства
2008 – 2013 гг. – педагог по хореографии Архангельского музыкального колледжа
2008 г. – н.в. – артист танцевальной группы Северного хора
2012 г. – н.в. – балетмейстер хореографической студии Малого Северного хора
Денис Евгеньевич, расскажите о Ваших занятиях с детьми в Малом Северном хоре?
Я веду занятия по хореографии у мальчиков. На данный момент занимаются две группы, в общей сложности около 30 человек. С большинством ребят мы работаем с момента создания студии, кто-то занимается всего два года.
В работе я стараюсь применять те знания, которые дали в колледже и в институте. Помимо хореографического, я получил педагогическое образование в Поморском государственном университете.
Стоит сказать, что ребята приходят очень разносторонние, кто-то занимается ещё в музыкальных школах, занимается спортом: волейболом, флорболом… Несмотря на интенсивность занятий, они успевают всё совмещать.
Ребята занимаются народным танцем с интересом?
Мне кажется, что у нас в регионе народный танец, к сожалению, не так популярен, как в некоторых других регионах России. Достаточно сложно набрать ребят в группу. Если посмотреть на другие танцевальные коллективы нашего города, то видно, что мальчиков в них мало. А заинтересовать их именно народным танцем – ещё сложнее. Это большая проблема сегодня, поскольку пропаганда народной культуры в наше время недостаточна.
Когда мы делали первый набор в хореографическую студию Малого Северного хора, я ходил с объявлениями по школам, раздавал листовки. Сначала люди относились настороженно. А когда начали появляться результаты: выступления на конкурсах, на городских мероприятиях, сольные концерты для родителей и для гостей города, для жителей города, – число желающих заниматься у нас в студии выросло.
Ребятам всегда хочется разнообразной физической нагрузки, а народный танец как раз её и предполагает. Это и присядки, и хлопушки, и дробные выстукивания, и различные трюки. Мальчишкам это больше всего нравится!
Как Вы оцениваете, чего удалось добиться за 5 лет?
Думаю, чтобы ответить, нужно самих ребят спросить. А для меня лично показательным стало то, что сформировался основной состав ребят, которые занимаются в студии с момента её образования. Удалось наладить организацию занятий в структуре Северного хора.
У меня почти все ребята начали заниматься «с нуля», без предварительной подготовки. И мне, и им порой приходилось очень тяжело. Необходимо было добиться единого понимания цели занятий и совместного труда для её достижения.
Уже сейчас ребята исполняют различные присядочные и хлопушечные комбинации, переменные шаги, кадрильный шаг. Трюки – это, конечно, сложная вещь. При их выполнении идёт серьёзная физическая нагрузка, поэтому всё делаем постепенно.
Результаты концертных и конкурсных выступлений показывают, что сформировался танцевальный коллектив. Конечно, ещё многое нужно сделать, проанализировать результат пятилетней работы, внести корректировки в обучение для более успешной реализации поставленной цели – подготовки кадров для танцевальной группы Северного хора.
А кто становится солистом?
Раскрыть в ребёнке солиста очень сложно, приходится подолгу объяснять, помогать юному артисту раскрывать образ. Я бы сказал так, в группах мальчиков солистов пока нет, есть дети, исполняющие сольные партии.
Вот Максим Король, например. Он солирует в танцевальной зарисовке «Перед обедом», а также в кадрили «Шелековские гуляния». В танцевальной картинке «Идут, идут скоморохи» Миша Чойна играет царя. Он старается выдерживать образ, что лично меня очень радует, вопросы задаёт, чтобы лучше понять свою роль.
Повторюсь, что с детьми очень сложно в этом плане работать, со взрослыми гораздо проще. А тут приходится ещё и воспитанием заниматься, объяснять какие-то моральные принципы, правила поведения. Учу относиться к делу серьёзно. Пришёл – значит мы работаем. В зал после звонка не входить. Опоздал, значит дождись, пока музыка закончится, извинись и спроси разрешения войти.
Чтобы у ребят было уважение и к педагогу, и ко всему коллективу. Ведь танец – такая штука, что если я что-то неправильно сделал, то пострадают все. Поэтому надо воспитать чувство ответственности не только за себя, но и за партнёра. Это очень серьёзно.
Есть ли у Вас ощущения, что Ваши труды не напрасны? Воспринимают ли ребята то, чему Вы их учите?
Мне кажется, что, как и у любого русского человека, у каждого из мальчишек в памяти заложена наша культура, если её правильно преподнести, то она отзовётся где-то там, внутри. В ребятах есть зёрна любви именно к народному танцу. Кто-то хочет и артистом быть. Как у них дальше жизнь сложится? Сейчас очень сложно сказать. Но даже если процентов пять-десять из тех, кто сейчас в студии занимается, останется в профессии, то есть получит дальнейшее образование и станет артистом, значит мы не зря старались. В любом случае, они уже будут знакомы с нашей северной культурой, станут нашими будущими зрителями.