Артист – тот, кто молод душой
Сегодня международный день пожилых людей. И мы хотим рассказать об артистах, которые, формально относятся к людям старшего, «высокого» возраста, но на самом деле по-настоящему молоды.
Лучше – танцевать!
Владимир Ситников в Северном хоре с 1975 года. Танцевал ведущие партии в лучших постановках Северного хора. Когда-то за соло в «Русских коленцах» ему рукоплескала публика в разных странах мира. С тех времен Владимир Михайлович хранит раритет, французское сабо, национальную обувь, подаренную ему после одного из концертов во Франции.
Владимир Синтиков, балетмейстер-репетитор Северного хора, заслуженный артист РСФСР: «Мне подарил это сабо президент ассоциации народного танца Франции. Концерт закончился, мы пообщались, он буквально снял сабо с себя и подарил. Там есть росписи участников коллективов, которые танцевали на совместном концерте». Сейчас Владимир Ситников в качестве репетитора по балету учит профессионализму новое поколение танцоров.
Но самым сложным был период, когда он и репетировал с группой, и сам танцевал.Владимир Синтиков, балетмейстер-репетитор Северного хора, заслуженный артист РСФСР: «Лучше просто танцевать. Ты сам за себя отвечаешь, а так приходилось отвечать и за себя и за того парня. Самое страшное, когда сам танцуешь и сам репетируешь. Получается, что ты как танцовщик опускаешься, потому что когда танцуешь и репетируешь получается 50 на 50».
Как же станцевать первую партию? Оказывается, этому не научить. Выбор солиста целиком зависит от балетмейстера.
Владимир Синтиков, балетмейстер-репетитор Северного хора, заслуженный артист РСФСР: «Если я вижу человека, он подходит на эту роль, то я это вижу. Иван Захарович Меркулов ставил меня на «Русские коленца», на «Калинку», а в таких номерах как «Пинежские танцы», «Шенкурские заковырки» он меня не ставил, потому что я по характеру еще не подходил, то есть не созрел для этих танцев. Они очень глубокие».
И контрабас, и Дед Мороз
Александр Иванович Пудышев играет на контрабасе в оркестре русских народных инструментов Северного хора. Когда-то он и не мечтал о таком, учился на сварщика, но природная тяга к музыке и талант вывели его на новую стезю.
«Когда я учился на сварщика, попал в «Сиверко», там занимался года три до армии на контрабасе, а после армии случайно меня нашел руководитель «Сиверко» и сказал, что в Северном хоре нужен контрабасист. Пришел, руководитель оркестра Борис Куприянович Туровник меня послушал, ему понравилось».
С тех пор Александр Пудышев – яркая фигура в оркестре Северного хора. Его инструмент выделяется на сцене и размером, и звучанием. Артист считает «музыкальный» поворот в своей судьбе счастливым случаем.
Александр Пудышев, артист оркестра русских народных инструментов Северного хора: «Приятно, когда ты чувствуешь себя основой оркестра, фундаментом, ритм тембр ритм-секция. Интересно и на гастроли ездить, новые страны видеть».
У Александра Пудышева сильный, выразительный голос. Александр Иванович не только играет в оркестре, но и исполняет роли в театрализованных постановках Северного хора. Он и отец невесты в «Северной свадьбе», и Петр I в «Сказе об Архангельске» и Дед Мороз на новогодних представлениях. А в свободное время – плетет лапти! Кстати, подмечено, что хобби помогает продлить молодость.
Александр Пудышев, артист оркестра русских народных инструментов Северного хора: «У меня давно было пристрастие мастерить что-то руками. Знакомый делал птичек деревянных, научил меня, несколько лет я делал птичек, а потом другой знакомый научил плести из бересты сначала солоночку, потом футляр для очков, потом лапоточки. А остальное я уже сам, корзинки, туески, хлебницы. Это занятие спасает меня во время длинных переездов в автобусе. Сижу, плету, время быстрее пролетает».
Мамины песни помогли
Старшее поколение певиц Северного хора – это целый ансамбль. В 1990 году к 100-летию Антонины Яковлевны Колотиловой артистки, вышедшие на пенсию, решили организовать ансамбль ветеранов хора «Северные жемчуга».
Вот уже почти 30 лет они успешно выступают и в России, и за рубежом, берегут традиции, показывают молодому поколению, что в любом возрасте можно сохранять и высокий профессионализм, и энергетику, и задор. Одна из старейших участниц ансамбля Любовь Дмитриевна Чуркина вспоминает, как начинался ее путь в Северном хоре.
«Я поступала в студию Северного хора сразу после школы, 1967 году, все три тура прошла. Но Нина Константиновна Мешко сказала, что, раз из деревни, надо спеть что-то народное. А я не знала назубок ни одной народной песни. С мамой-то пела, она у меня народница и частушечница. Нина Константиновна говорит: «Поезжай домой к маме и учи песни». Я поехала, а 1969 году поступила уже на второй набор в студию. Мамины песни помогли».
На сцене Любовь Дмитриевна Чуркина почти полвека, но относится к подготовке к концертам столь же трепетно, что и десятилетия назад.
«Бывает, начинаем учить новое произведение, хоть танцевальное, хоть певческое и вы представляете бедные наши бессонные ночи. Не знаю, как у всех, я про себя лично говорю – в голове все песни проходят. Спишь – не спишь, а голова все время в работе. Так, эта пара туда пошла - моя пара туда пошла».
Артист всегда остается артистом. В любом возрасте он пример того, как надо держать себя, насколько требовательно относиться к себе, как любить жизнь и уметь делиться этой любовью со сцены.