В рамках празднования 70-летия Великой Победы артисты Северного хора поздравляют ветеранов Великой Отечественной войны.
Николай Иванович Вешняков приехал в Архангельск на преддипломную практику, но защита диплома так и не состоялась. Едва Коле исполнилось 20 лет, как отправили его на фронт. Служил на Ленинградском фронте в сапёрных войсках. Самое страшное впечатление от войны – умирающие от голода Ленинградцы. «Заходишь в квартиру, – вспоминает Николай Иванович, – а жильцы нам: lорогие, спасите нас, защитите Ленинград! И всё, больше ничего не просят, не просят ничего дать… это удивительные воспоминания». Н. И. Вешняков закончил войну в Кёнигсберге. Жена Николая Ивановича Александра Григорьевна встретила войну в Свердловске в институте. Институт закончила и начала работать на военном заводе в Свердловске. А после вернулась на Север по семейным обстоятельствам: умер отец, здесь остались неграмотная мать и трое детей. Александра Григорьевна до самой пенсии проработала в лесной промышленности. И именно здесь, в Архангельске, здесь встретила Колюшку, вместе они уже 44 года…
Александр Петрович Литяев во время Великой Отечественной войны служил под началом маршала Леонида Александровича Говорова на Ленинградском фронте. Когда началась война Саше было всего 16 лет. В 1942 году он закончил военное училище и отправился на фронт в звании старшего лейтенанта. Александр Петрович стал командиром пулемётного взвода и дошёл с ним до Эстонии.
Отдельно хочется рассказать об участнице войны Орхидее Ивановне Фирсовой. Женщина со столь необычным именем и судьбу имела необычную. Отец Орхидеи Ивановны был человеком очень образованным, интеллигентным. Поэтому и назвал свою единственную долгожданную дочь таким прекрасным именем. Но, к сожалению, в то время мало кто знал, что это такое – орхидея, такого цветка здесь никогда не видели. Поэтому, чтобы не объяснять всем, что значит её имя, наша героиня стала называться Идой. Так Идой Ивановной её все и запомнили.
Когда началась война, Ида была молоденькой семнадцатилетней девушкой. Все военные годы она прослужила цензором, вычитывая чужие письма. Располагались цензоры чаще всего рядом с аэродромами, поэтому война запомнилась Иде Ивановне нескончаемыми бомбёжками. «Бомбили нас постоянно, – вспоминает она. – Да только мы совсем молодые были, глупые. Нас бомбят, а мы всё хихикаем! А не смеялись бы, как бы и пережили войну?».
Сразу после войны Орхидея прошла конкурс в Северном хоре и стала артисткой. Но, проработав всего два года, оставила эту работу. За это время она поучаствовала в двухмесячных гастролях по Архангельской области. «Ушла из хора, потому что муж плакал! – делится воспоминаниями Ида Ивановна. – Я на сцене пою, а он сидит в зале и слёзы льёт. Потому что я завтра на гастроли уезжаю на целых два месяца. А он так меня любил, что плакал перед разлукой. И так мне его жалко стало, что пошла и написала заявление…» С тех пор и до самой пенсии Орхидея Ивановна проработала в торговле.
Совсем немного осталось в живых ветеранов – участников войны. Каждому из них Северный хор желает долгих лет жизни и крепкого здоровья!