Принято считать, что из Архангельска уезжают в столицы лучшие люди. В городе катастрофическая «утечка мозгов». Чеховское «в Москву!» многие повторяют как заклинание в надежде на лучшую жизнь. Но из каждого правила бывают исключения. С сентября в Северном хоре работает новый главный хормейстер. Надежда Москалёва приехала работать в Архангельск из Москвы и считает Северный хор уникальным явлением русской культуры.
Беседовал Евгений Тенетов
– Надежда Львовна, давайте начнём, как говорят, с начала. Как случилось Ваше «первое пришествие» в Северный хор?
– Я родилась во Владимирской области в городе Коврове, в музыкальной семье (мама – музыковед, сестра – хоровой дирижёр). Во Владимире я окончила музыкальное училище, потом поступила в академию имени Гнесиных в Москву. Подготовка в музыкальной школе была академическая, но однажды я услышала подлинную песню в исполнении народного хора, меня это поразило, и с тех пор я увлечённо занимаюсь народной песней. Во время обучения в академии я познакомилась с Ниной Константиновной Мешко, которая предложила мне работать в Северном хоре.
– Расскажите, как это произошло?
– У Нины Константиновны я прослушивалась, когда поступала в академию. Спустя два года мы встретились с ней там же в академии, у меня был к ней какой-то конкретный «деловой» вопрос, а в итоге мы разговаривали больше двух часов. Беседа велась о народной культуре, о традиции, о том, как это развивать. Прошло совсем немного времени после этого разговора, и она пригласила меня на стажировку в Северный хор. Я приехала в Архангельск в феврале, было очень холодно... Но город мне очень понравился, и конечно, главное - коллектив! Я сразу стала заниматься сбором материала для дипломной работы о хоре.
– Это было ваше первое знакомство с Северным хором?
– Нет, конечно, я знала этот коллектив по записям, по песням, которые мы учили в Гнесинке, этот был известнейший коллектив, стоящий в одном ряду с хором имени Пятницкого, но на концерте Северного хора я никогда не была. В Архангельске я уже имела возможность увидеть хор в полном объёме, со всеми концертами, репетициями, что называется «с погружением». Это была встреча с удивительным, мощным явлением, излучающим что-то действительно настоящее. Нина Константиновна почти сразу начала меня готовить к работе главного хормейстера. Но уехать тогда из Москвы для меня было очень трудно: я училась на третьем курсе, и мне не хотелось прерывать учёбу. В итоге стараниями Нины Константиновны мне сохранили дневное обучение, и я приехала жить и работать в Архангельск, в Северный хор. В общем, получилось так, что я совсем ещё девчонка, студентка третьего курса стала главным хормейстером Государственного академического Северного русского народного хора и окунулась в работу с головой.
– Трудно было? В хоре тогда работали признанные мастера, заслуженные артисты...
– Поначалу очень трудно! Нина Константиновна сразу включила меня в работу, мне предстояло выполнить ряд ответственных задач, а ведь Северный хор - это большой, сложившийся, профессиональный коллектив. У меня был только творческий интерес. Интерес попробовать себя, написать диплом, приобщиться к большому делу. Тогда были живы мастера, которые работали в хоре ещё при Колотиловой, я брала очень много интервью, общалась, черпала информацию. Хотя поначалу была катастрофически низкая зарплата, и бытовые условия жизни были очень тяжёлые.
– Каким было первое впечатление от Архангельска?
– Я приехала в Архангельск в феврале: было очень холодно, мела вьюга. Я поехала в архив изучать документы по истории хора. Поработав с архивом, я вышла на набережную Северной Двины: светило яркое, слепящее солнце, снег кругом сверкал, как стекло, и ветер был холодный, обжигающий. Несмотря на суровый климат, я прониклась красотой этого края, его речными просторами, удивительными закатами, невероятно прозрачным небом. И эта природа, эта духовная атмосфера очень согласуется с северной песней, с её мощным духом, внутренней силой.
– Как случилось ваше «второе пришествие» в Северный хор?
– В первую очередь, прозвучало предложение от директора Северного хора Александра Анатольевича Барского. Мы долго вели переговоры и после разговора с художественным руководителем хора Светланой Конопьяновной Игнатьевой, я почувствовала, что действительно нужна. Спустя десять лет я вернулась в любимый хор. Будем делать новые программы, будем работать. Если всё сложится, всё получится, то я с огромным удовольствием отдам Северному хору часть своей жизни, а может быть и всю жизнь! Для Северного хора отдать жизнь, поверьте, не жалко!
– Надежда Львовна, когда состоится следующее выступление Северного хора в Архангельске?
8-9 октября в Архангельске будут проходить Дни памяти Н. К. Мешко. 8 октября в 18:30 в Архангельском театре драмы имени М. В. Ломоносова состоится концерт-посвящение Нине Константиновне «Жизнь, отданная песне», а 9 октября в 11:00 у здания Северного хора пройдут памятная церемония и возложение цветов к мемориальной доске, в 12:00 в Храме в честь Всех Святых состоится лития, а позже в Северном хоре – встреча учеников Нины Константиновны и ветеранов Северного хора.