Русской культуре всегда почему-то везло на талантливых долгожителей. Именно они, являясь к нам сначала как крупнейшие творцы, потом на долгие годы становились учителями, открывателями новых уникальных дарований. Не буду приводить примеров, их предостаточно в ХХ веке во всех видах искусства. Причём эта преемственность ещё более благотворна в том, что нередко профессиональное искусство впрямую опиралось на самодеятельное, на самобытных народных мастеров. Вот ярчайшим примером такой преемственности может служить почти сорокалетняя деятельность в Северном русском народном хоре Нины Константиновны Мешко, принявшей этот коллектив от Антонины Яковлевны Колотиловой, великоустюжской учительницы, объединившей в 30-x годах любительниц северной песни.
Антонина Яковлевна в молодости была истинной народной певуньей и совсем незаурядным организатором. Но о ней душевно, тепло и добросердечно рассказывает на страницах «Слова» Нина Константиновна. Мне нет нужды опережать события, значительно важнее сказать несколько слов о самом авторе этих воспоминаний.
Ныне Нина Константиновна Мешко достигла признания всеобщего. Она народная артистка СССР, лауреат Государственной премии России, профессор, много лет заведовала кафедрой в музыкальной академии имени Гнесиных. Она из редких и высокоодарённых людей, которые в течение своего долгого века сохраняют пытливость, интерес, настойчивую любознательность и поражают своим активным жизнелюбием. Собственно, это меня и привлекло к ней, когда в начале 60-х годов, оставив Москву, Нина Константиновна приехала в Архангельск, чтобы возглавить тогда уже прославленный хор северянок-песенниц.
Непростая задача - и художественная, и нравственная - продолжить дело народного мастера, сохранявшего не только певческую, но и бытовую атмосферу самодеятельного коллектива.
За эти долгие годы из способных любительниц северной песни Нина Константиновна вырастила, выучила, выпестовала академический хор, признанный профессионалами, как эталон песенного народного искусства. Сменилось несколько составов, но в преемственности поколений росло мастерство и высочайшая певческая культура артистов, росло их духовное постижение народного песенного богатства. Нина Константиновна так сумела огранить певческий алмаз, что он сохранил и самобытность, и многоголосую красоту живого реченья, и при этом вобрал в себя нежную строгость северного песенного строя.
Великий талант Нины Константиновны раскрылся и вырос вместе с коллективом, который она не оставляла все эти годы. Красивая русская женщина, тверская, из учительской семьи, она всю жизнь, все свои творческие силы отдаёт русской культуре и русской хоровой музыке.
АРСЕНИЙ ЛАРИОНОВ
Российский журнал художественной литературы и общественной мысли "Слово", 1988 год.