Александр Михайлович Качаев – руководитель и главный дирижёр оркестра русских народных инструментов Северного хора, заслуженный артист Российской Федерации.
Александр Михайлович родился и вырос в городе Калач-на-Дону Волгоградской области. Окончил отделение народных инструментов Волгоградского училища искусств и Саратовскую государственную консерваторию имени Л. В. Собинова по классу баяна. С июля 1989 года работает в Государственном академическом Северном русском народном хоре.
После окончания консерватории перед музыкантом встал вопрос: куда устроиться? Конечно, хотелось пойти в казачий коллектив: Кубанский хор или Хор донских казаков – корни брали своё. Но судьба распорядилась иначе. Однокурсник был родом из Архангельска, играл на баяне в ансамбле «Сиверко». Он и рассказал, что есть на Поморье такой большой и прославленный коллектив – Северный хор. Туда Александр и отправился – начинать карьеру баяниста.
«Честно говоря, сначала думал, временно поработаю, годика два-три. Даже сначала личную жизнь не устраивал, жениться не собирался – всё равно уезжать, – рассказывает Александр Михайлович. – Но затянула работа, так здесь и остался. А потом действительно понравилось, почувствовал, что мне эта деятельность интересна».
Молодому музыканту из Волгограда очень понравились люди, живущие в Архангельске. Сравнив с привычными южанами, Александр оценил душевность и радушие северян. Здесь баянист Александр Качаев получил возможность не только показать себя, но и продолжить творческий рост. В оркестре существует своя иерархия. В самом начале Александра взяли в коллектив «третьим баяном». Упорным трудом он через некоторое время добился роли «первого баяна». Благодаря этому Александр Михайлович знал партии всех баянов в оркестре.
«Однажды на гастролях по Украине Нина Константиновна Мешко поздравляла меня после концерта с Днём рождения, она сказала тогда про меня: ко двору пришёлся, – вспоминает Александр Качаев. – В начале девяностых годов руководитель оркестра, мой учитель Борис Туровник серьёзно заболел, и к 1995 году он уже долгое время лежал в больнице. Я, как первый баян, автоматически стал его заменять. Потом, когда Борис Куприянович скончался, я стал руководителем оркестра».
С тех пор все усилия Александра Качаева были направлены на сохранение высокого исполнительского уровня оркестра Северного хора и достижение новых творческих высот. Главная роль оркестра – это, конечно, аккомпанемент хору и балету. Но эта задача не так проста, необходимо сохранять общую гармонию: это звучание, мелодическая фразировка, акценты, драматургия. Необходимо, чтобы оркестр тонко влился в процесс, плясовая ли это музыка или какое-то драматическое произведение, каких у хора достаточно много.
«Сейчас в составе оркестра много прекрасных, талантливых музыкантов. Именно благодаря этому Северный хор по-прежнему звучит по-особенному, – считает Александр Михайлович. – Музыкальный коллектив, находящийся под моим руководством – это сложный целостный организм, состоящий из контрастов. Инструменты разные, люди разные, и у каждого свой темперамент. Но всё это вместе звучит как единое целое».
Александр Качаев – не только руководитель оркестра, но и автор музыки для оркестра Северного хора. Не имея композиторского образования, Александр Михайлович начал делать обработки к народным песням под руководством Бориса Туровника. Первым его самостоятельным произведением стала композиция «Да не соболи» к постановке «Северная свадьба». Всю музыку к ней написал Борис Туровник, но при работе с постановкой выяснилось, что одна из песен, изначально звучавшая а капелла, всё же требует оркестрового сопровождения. Музыкальную обработку этой композиции поручили сделать Александру Качаеву.
Дальше была работа над оркестровой музыкой к народной сцене «Рекрутчина», к сцене «Масленица», постановкам «Троицкие гуляния» и «Усть-Цилёмская горка». А с его номером для оркестра «Шуточная» оркестр Северного хора завоевали Гран-при на всероссийском конкурсе «Планета талантов».