This website works best with JavaScript enabled

Антонина Яковлевна КОЛОТИЛОВА – основатель и художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора (1926 – 1960), народная артистка РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.

65 kolotilovaАнтонина Яковлевна полностью
заслужила любовь народа и славу о себе,
ибо все силы и помыслы, неистощимую
энергию и страсть души отдала
народному пению и созданному ею хору...
Если не было бы на свете этой
замечательной женщины - не было бы
нашего Северного русского народного
хора!»
Нина Константиновна Мешко

Краткая биография
Антонина Яковлевна родилась 4 апреля 1890 года в д. Жилино Плесовской волости Никольского уезда Вологодской губернии в семье Шерсковых Якова Ивановича и Ирмы Леопольдовны (Варгенау).
В 1909 году – с отличием окончила Великоустюгскую женскую гимназию.
В 1914 году Антонина Яковлевна выходит замуж за нотариуса В. В. Колотилова и поселяется в Никольске. Работает учительницей в народной школе.
В 1919 году супруги Колотиловы переезжают в Великий Устюг. Здесь Антонина Яковлевна организовывает самодеятельный женский ансамбль.
С 1923 года Колотилова работает штатной певицей на Великоустюгской широковещательной радиостанции, но своих занятий с хором не прекращает.
8 марта 1926 года созданный Колотиловой небольшой самодеятельный коллектив впервые публично выступает в Доме работников просвещения, и этот день становится днём рождения Северного русского народного хора.
В 1931 году Колотилова вместе с несколькими певицами ансамбля переезжает в Архангельск.
1936–1937 гг. отмечены участием коллектива во всесоюзных радиофестивалях. Выступления в эфире приносят Северному хору известность далеко за пределами Архангельской области.
В 1938 г. хор переходит в ведение Северной государственной филармонии.
С мая 1940 года в хоре стали проводиться систематические учебные занятия, а 28 декабря 1940 г. в зале филармонии состоялось первое выступление Северного русского народного хора в статусе профессионального коллектива. В хор были приглашены хормейстер, балетмейстер и преподаватель вокала.
1949 год – А. Я. Колотиловой присуждена Сталинская премия 2-й степени за концертные программы Северного хора 1948 года.
1960 год – присвоено почётное звание «Народный артист РСФСР».
6 июля 1962 года Антонины Яковлевны не стало. Похоронена в Архангельске.

Антонина Колотилова: «Кто не любит родной песни, тот не любит родной народ!»

Антонина Яковлевна Колотилова (Шерскова) родилась в 1890 году в деревне Жилино, недалеко от старинного города Великий Устюг. Родилась она в семье служащего Якова Ивановича Шерсткова. В многодетной семье Шерсковых (12 детей) большое внимание уделялось музыке, и Антонина Яковлевна ещё с юных лет проявляла незаурядные способности в исполнении народных песен. Надо сказать, что в развитии песенного таланта во многом помогала мама, Ирма Леопольдовна, немка по национальности. Именно она, сама большая любительница народных песен, первая заметила в своей дочери недюжинные способности.

В 1909 году Колотилова с отличием окончила Великоустюгскую женскую гимназию и уехала учительствовать в сельскую школу в деревню Пелягинец Никольского уезда Вологодской губернии. Именно в этой деревне Антонина Колотилова начала проявлять уже профессиональный интерес к фольклору. Она всегда с интересом наблюдала северные обряды, слушала песни, сама училась причитать, величать, усвоила манеру движения девушек и женщин в хороводах, кадрилях, поклонах.

Колотилова, рождённая и выросшая на Севере России, глубоко любила свой родной край, особенно – раздолье заливных лугов в пору цветения трав. Она метко стреляла из ружья, но никогда не убивала дичь, хорошо ездила верхом и, купив себе лошадь, с удовольствием ухаживала за ней.

Начало творческого пути

В 1914 году Антонина Яковлевна выходит замуж и переезжает в Никольск. Там она работает учительницей в народной школе и продолжает собирать и записывать местные песни, сказы, частушки. Врождённое артистическое дарование помогло молодой девушке легко осваивать культуру и манеру исполнения.

Через 5 лет Колотиловы переезжают в Великий Устюг. Именно в этом старинном русском городе начинается история Северного хора.

Здесь Антонина Яковлевна организовывает самодеятельный женский ансамбль, который выступает в клубах, а чуть позже и на открывшейся в городе широковещательной радиостанции. Надо сказать, что первые участники коллектива были в основном домохозяйки. Они запросто приходили к ней на квартиру, устраивали коллективные спевки, изучали заинтересовавшие их песни. Слушатели с одобрением встретили концерты молодых хористок, а выступления по радио сделали группу очень популярной. В самодеятельном хоре Колотиловой в то время насчитывалось около 15 человек.

Антонина Яковлевна всегда мечтала стать профессиональной певицей, но учиться в консерватории в то время возможности не было. Поэтому Колотилова очень часто ездит в Москву, Ленинград и Вологду, где занимается вокалом с профессиональными педагогами. Благодаря этим урокам Антонина Яковлевна достигает особенных успехов в вокальном мастерстве. Это подтверждается тем, что когда в родной город приезжали артисты оперных театров и ставились сцены из опер «Иван Сусанин», «Пиковая дама», «Русалка», «Кармен», Колотиловой отводились в них главные партии.

Рождение Северного хора

В 1922 году в Москве на студии звукозаписи Антонина Яковлевна знакомится с Митрофаном Пятницким. Именно эта встреча стала знаковой для Колотиловой. Знакомство с творчеством хора Пятницкого послужило толчком к созданию собственного народного хора северных песен.

8 марта 1926 года небольшой самодеятельный коллектив Колотиловой впервые публично выступил в Доме работников просвещения. Этот день стал днём рождения Северного русского народного хора.

В коллективе тогда насчитывалось всего 12 певиц. Костюмами служили наряды мам и бабушек – настоящие крестьянские сарафаны и блузы. Первыми гармонистами были братья Тряпицыны Борис и Дмитрий, а также младший брат Антонины Яковлевны Валерий Шерсков. Партии на репетициях разучивали с голоса художественного руководителя. Антонина Яковлевна не только показывала, как нужно петь, но и как необходимо правильно двигаться, кланяться и держать себя на сцене.

Вновь созданный хор всегда тепло встречали на предприятиях города, в учебных заведениях, окрестных деревнях. Статус любительского коллектива не мешал Колотиловой работать серьёзно, бережно относясь к северной песне и точно воспроизводя манеру её исполнения! Этим требованиям она никогда не изменяла и в дальнейшем. В первые годы хор исполнял в основном старинные народные песни, которые певицы – бывшие крестьянки, коренные жительницы Севера – знали с детства, владели не только исполнительскими навыками, но и народной импровизационной манерой.

Однако простая череда песен в концерте уже не устраивала руководителя хора. Колотилова задумывает постановку северной свадьбы, пишет сценарий, подбирает исполнителей, терпеливо работает с ними. 19 апреля 1928 года в клубе «Труд и отдых» Великого Устюга впервые была исполнена композиция «Русская деревня по песням» – музыкальная мозаика в трех картинах: «Разлучают (сватанье), «Свадьба» (проводы невесты), «От свекровушки к новой жизни». Северная крестьянская свадьба со всем её сложным ритуалом пришла к зрителям со сцены, с интересом была воспринята ими, особенно теми, кто вырос в деревне, наблюдал этот обряд или участвовал в нём.

Будучи художественным руководителем Северного хора в течение 35 лет, Антонина Яковлевна заботилась о близости репертуара хора к живому, почвенному бытованию песни в деревне. Недаром её хор долгие годы считался самым этнографически достоверным, последовательным в своей творческой линии, сберегающим традиции северной песни, а певцов Северного хора всегда отличало умение проникнуть в глубину музыкального образа и воплотить его в неповторимой красоте.

Переезд в Архангельск

В 1931 году радиостанцию из Великого Устюга перевели в Архангельск, и Колотилова, состоявшая в штате станции, переехала туда. С нею отправилось несколько великоустюгских певиц. Антонина Яковлевна без промедления организует хор уже в большем масштабе, как по числу участников, так и по объёму репертуара.
В концертные программы входят песни Пинежья, Северного Поморья, разнообразятся пляски и бытовые сцены. Богатейший музыкальный материал Колотилова собирает сама во время поездок по различным районам Архангельской области. Одновременно приобретались костюмы для участников хора.

Наряду с устюгскими певицами, первый состав хора в Архангельске пополнили исполнительницы из Холмогор, Шенкурска, Лешуконья и Каргополя. Семья Серебрянниковых из Пинежья принесла с собою свыше трёхсот песен, старинных хороводов и древнейших скоморошьих прибауток.

К первым выступлениям по Архангельскому радио хор готовился особенно тщательно: от них во многом зависело будущее коллектива. В день премьеры участницы с волнением исполнили четыре старинные лирические песни. Успех превзошёл все ожидания. Выступление самодеятельного хора стало откровением для современников. Во многих районах Архангельской области появляются аналогичные коллективы, и Колотилова помогает им, прослушивая репертуар и консультируя руководителей.

В 1935 году, путешествуя по Поморью во время своего трудового отпуска, Антонина Яковлевна встретилась с Марфой Семеновной Крюковой – известной сказительницей. Колотилова добилась, чтобы Крюкова участвовала в первом Всесоюзном радиофестивале (1936). В дальнейшем Марфа Крюкова ездила вместе с Северным хором в Москву, где вместе с Антониной Яковлевной работала над первыми сказами.

Кроме былин в программы хора всегда входили весёлые, плясовые, шуточные песни-скоморошины, ведущие начало от искусства бродячих музыкантов-скоморохов, и протяжные лирические песни, которые певцы исполняли в трогательно-задушевной манере.

В 1938 году хор переходит в ведение Северной государственной филармонии, а уже с мая 1940 года в хоре стали проводиться систематические учебные занятия.

28 декабря 1940 года в зале филармонии состоялось первое выступление Северного русского народного хора в статусе профессионального коллектива. В хор были приглашены хормейстер, балетмейстер и преподаватель вокала. Вместе с этими специалистами Антонина Яковлевна делала первые шаги на пути профессиональной концертной интерпретации северного фольклора.

Во время войны

Весной 1941 года Северный хор успешно выступил в Москве в концертном зале имени П. И. Чайковского. Вернувшись домой, коллектив начал гастроли по Архангельской области, в частности водным маршрутом по Северной Двине. На этом пути его и настигло известие о начале войны. Грозные годы стали временем больших испытаний и вместе с тем огромного творческого подъёма для руководителя хора и всех его участников.

Коллектив много концертировал. Передвигались в теплушках, жили впроголодь, недосыпали, то и дело спасались от бомбёжек. Выезжали на Северный флот, в Мурманск, Заполярье, на Карело-Финский фронт, на Урал. В 1944 году уезжали на полгода на Дальний Восток.

В Мурманске во время концерта в Доме офицеров, изрешечённом снарядами здании, рядом неожиданно разорвалась бомба. С шумом посыпалась штукатурка, на сцену полетели обломки. Но артисты не дрогнули, озорная песня «Как комар-то на мухе сватовался» летела в зал. Антонина Яковлевна Колотилова всегда была вместе с певцами во всех концертных поездках.

«Люблю свой родной Север и ему пою песни!»

До 1960 года Антонина Яковлевна оставалась художественным руководителем коллектива. Композитор П. Ф. Кольцов и хормейстер В. А. Поликин по её просьбе записали весь репертуар хора.

В пятидесятых годах началось включение в программы авторских произведений, но понадобилось время, чтобы эти сочинения органически связались с особенностями северной песни и её характером. Удивительное по вдохновению вокально-хореографическое полотно с музыкой В.Лаптева «Вологодские кружева» долгое время украшало выступления хора.

Все годы работы Колотиловой были наполнены неустанным, нелёгким трудом и творческим горением, искренним стремлением сохранить и передать современникам глубину самобытности и красоты народного творчества Северного края, постоянным поиском всё новых сценических форм и исполнительских средств.

Вопросы о специфических особенностях, возможностях, средствах выразительности народного хора в то время только начинали осмысливаться специалистами. Поиски своего творческого пути приходилось основывать на личном опыте и собственной художественной интуиции. Успешная работа Колотиловой помогала в решении сложных проблем дальнейшего развития народного хорового искусства.

Антонина Яковлевна застала и первые зарубежные триумфы своего детища. В 1959 году хор выезжал на гастроли в Польшу и Болгарию, в 1961-м – в Чехословакию. В сентябре-октябре 1961 года Северный хор выступал на Фестивале балета, проводившемся в связи с советской выставкой в Париже. Обществом «Песни мира» была выпущена долгоиграющая пластинка с записью хора. Парижане называли архангельских певцов «чудесным артистическим ансамблем, одним из наиболее выдающихся среди тех, которые присылались Великой страной», – так сформулировал свою оценку выступлений хора президент общества «Песни мира» Жан Руар в письме к Антонине Яковлевне.

Антонина Колотилова совместно со сказительницами и песенницами создала 100 сказов и песен. Она является автором сборника «Северные русские народные песни».

Жизнь Колотиловой была подлинным творческим подвигом, а заложенные ею традиции живы в коллективе. Творческую эстафету приняло новое поколение мастеров. В знак огромной благодарности они каждый год в день смерти Антонины Яковлевны приходят к её могиле, чтобы возложить цветы и спеть её любимые песни.

Колотилова изначально взяла курс именно на старинную деревенскую песню. Не раз ей пришлось испытывать давление, выслушивать упреки. Время-то какое: 1938 год! Антонина Яковлевна вынуждена была делать уступки. Но при этом упорно шла своим путем. Уже в этом – её творческая воля и незаурядность характера. Кто не любит родной песни, тот не любит родной народ. Таким было жизненное кредо Антонины Яковлевны Колотиловой.

Источник: Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет «Вологодская энциклопеция». - Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. - 568 с. - ISBN 5-87822-271-X

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #f_syc9 #eef77 #020614063440